Огонек: ГЛАВНАЯ ФЕМИНИСТКА 50-Х Лучшее 2008 обсуждение Весь номер ГЛАВНАЯ ФЕМИНИСТКА 50-ХГрейс КЕЛЛИГЛАВНАЯ ФЕМИНИСТКА 50-ХВо дни сомнений и тягостных раздумий как освежить светлый советский праздник 8 Марта? Впору обратиться к истории, естественно, истории борьбы женщин за свои права. В ряду безусловных героев этого невидимого фронта стоит княгиня Монако, голливудская кинозвезда Грейс Келли, чей печальный юбилей -- 20-летие со дня гибели -- миролюбивая общественность отметит в этом году «Она была холодна как рыба, но лишь до того момента, пока вы не стягивали с нее трусы» -- этот фривольный эпиграф открывает один из бесчисленных сайтов, посвященных Грейс Келли.Трудно сказать, когда именно она вошла в Историю. Может быть, когда на нее в начале 1950-х положил глаз Альфред Хичкок, выбрав неизвестную, подающую надежды актрису себе в блондинки. «Блондинки Хичкока» -- устойчивый кинематографический термин, великий режиссер обожал снимать в фильмах хрупких загадочных женщин: камера так облизывала все их пластические достоинства, что девушки неизменно превращались в кинозвезд. Хичкок слепил ее Образ -- стильной, аристократической, холодной и одновременно страстной американки (он называл ее «вулкан под снегом»), тот образ, в который влюбился князь Ренье Гримальди и которым мы восхищаемся до сих пор.Грейс Келли стала частью Истории, когда в 1956-м вышла замуж за правителя Монако. В мире только-только набирало обороты телевидение, церемония бракосочетания транслировалась на девять европейских стран, ее наблюдали тридцать три миллиона человек -- абсолютный рекорд, попавший тогда в Книгу Гиннесса. Это была первая подобного рода «мыльная опера», reality show, предложенное широкому обывателю, -- он съел и попросил добавки. С тех пор княгиня Грейс, ее семья, их тихое счастье и громкие скандалы неизменно оставались в центре общественного внимания. Сама профессия папарацци если не возникла, то уж точно расцвела благодаря семейству Гримальди.Следующая веха -- 15 сентября 1982 года: 53-летняя княгиня странным образом погибает в автомобильной катастрофе. Официальная версия -- микроинсульт и потеря сознания: Дочь Грейс Стефания была за рулем, машина слетела в кювет. Дочь отделалась царапинами -- княгиня же сутки провела в коме, после чего врачи, муж и дети приняли решение отключить ее от аппарата искусственного дыхания. Американские родственники прибыли на день позже. Они так и не простили Гримальди, что те не дали им в последний раз пожать еще теплую руку Грейс.И, наконец, ее дети -- до сих пор холостой принц Альберт и две «отвязанные» принцессы Каролина и Стефания -- не дают нам сегодня забыть княгиню Грейс. Как у такой неординарной женщины, воплощении царственного достоинства, могли вырасти такие дети? Была ли она счастлива в браке? И вообще, может, сказка про Синдереллу-Золушку, на которой выросли и растут миллионы девочек во всем мире, -- это глубоко ошибочный миф? Может, и не надо ждать своего принца? Менеджера, инженера, альпиниста -- кого угодно, только не принца, потому как он почему-то всегда оказывается Синей Бородой...БУРЯ, СКОРО ГРЯНЕТ БУРЯ... В 2000 году журнал Vogue провел опрос: кого можно назвать самой элегантной женщиной всех времен и народов? На первом месте оказалась Грейс Келли. В мировом художественном процессе ее незримое присутствие ощущается до сих пор. В начале 1990-х, в пик своей популярности, под Келли стилизовалась Шарон Стоун. В 1999-м Кэтрин Зета-Джонс снялась в фильме «Западня» -- вольной интерпретации хичкоковского «Поймать вора», -- чтобы сознательно или нет попасть в ритм популярности Грейс. Даже молодая жена Андрона Кончаловского Юля Высоцкая -- тот же типаж. Рискну предположить, что режиссера (с его-то мощным воображением) «подвела» культурная память -- не в юную актрису из Минска он скоропалительно влюбился, он лишь мгновенно узнал великий кинематографический образ. (Но, может, все было и не так.)Секрет популярности Грейс Келли кроется в безумной двойственности ее натуры. В некотором смысле Грейс была «буревестником» сексуальной революции: редкий партнер по фильму не становился ее возлюбленным, вся ее самостоятельная жизнь с 18 до 26 лет прошла под девизом: «Руки прочь от моей сексуальной свободы!» С другой стороны, она была послушной дочкой строгих родителей, мещанкой, стремившейся, чтобы хоть внешне жизнь была «как у людей», набожной католичкой, убегавшей на воскресную мессу прямо из постели любовника и туда же возвращавшейся.Трудно представить, но накануне свадьбы Грейс более всего тревожила медицинская проверка якобы на бесплодие (хотя как его можно установить визуально?!), а на самом деле -- на девственность. Осмотр должен был осуществить личный врач жениха. И дело не в том, что Грейс предложили эту процедуру, а в том, что она на нее согласилась. Через каких-то десять лет любой смельчак, «подваливший» с таким предложением к невесте, будет безоговорочно послан подальше. Келли же -- взрослая самостоятельная женщина, кинозвезда, уже получившая «Оскара», -- паниковала. Бывший бойфренд посоветовал сказать врачам, что она «порвалась» во время физкультуры в школе. Ей поверили. Да и откровенно (Грейс об этом не догадывалась), князь взял бы ее в жены в любом случае, даже если бы она оказалась «чуть-чуть» беременна.Грейс была одной из первых ярко выраженных карьеристок в послевоенной американской истории. Работая фотомоделью, она рано обрела финансовую независимость. Ей не было двадцати -- модные журналы платили ей от 90 до 230 долларов за день фотосъемок. Самый большой ее заработок на ниве рекламы превысил20 тыс. долларов в нынешних ценах. В 25 лет она самостоятельно купила квартиру в Нью-Йорке на 5-й авеню. И одновременно тот жизненный сценарий, который она держала в голове и в конце концов воплотила, полностью укладывался в стандарты эйзенхауэровской Америки, где женщинам предписывалось не карьеру делать, а стирать пеленки и готовить мужу обед.За моральным обликом голливудских кинозвезд американские власти следили почище советских парткомов. В 1950-е годы действовал специальный билль, запрещавший снимать в кино морально неустойчивых актеров. Влюбчивый Чарли Чаплин и бросившая мужа Ингрид Бергман были из Голливуда изгнаны. Поэтому все свои романы Келли более-менее скрывала, да и журналисты тогда не сильно злоупотребляли доверием звезд.Став княгиней, Келли попыталась навсегда похоронить прошлое. Когда в 1976 году одна въедливая европейская журналистка съездила в США и откопала половину ее романов, Грейс встретилась с ней и уговорила не придавать ничего огласке: «Вы понимаете, у меня же растут дочки! -- очень просто объясняла княгиня. -- Как я могу требовать от них достойного поведения, если они узнают подробностимоей молодости?!» Искренность подкупает -- журналистка не стала ничего писать. Истинная жизнь Грейс открылась гораздо позже, в начале 1990-х, когда близко знавшие ее люди стали лишком стары, чтобы скрывать правду.ПО СЕМЕЙНЫМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ Итак, уважаемый читатель, ты дошел до середины, и у автора нет больше возможности оттягивать банальное -- то есть те обстоятельства детства, которые сформировали нашу героиню такой противоречивой.Грейс Патриция Келли родилась 12 ноября 1928 года в Филадельфии. Она была третьим (из четырех) ребенком в семье Джека и Маргарет Келли. Ее папа владел строительной компанией, а мама работала учителем физкультуры. Папа в юности стал олимпийским чемпионом в таком слегка плебейском виде, как одиночная гребля. Надо ли говорить, что дома царил культ спорта: две дочери Келли стали пловчихами, а сын в двадцать с хвостиком выиграл престижные гребные гонки в Англии. (Правда, к сорока годам он потерял смысл жизни и спился, но это уже другая история.)Семья Келли жила по принципу: «Быстрее, выше, сильнее!» или «Мы рождены, чтобы сказку сделать былью!». Это был тот род всепобеждающего американского оптимизма, который склонные к рефлексии люди принимают за помешательство. Когда Грейс вышла замуж, ее мама дала интервью, что, дескать, любая американская девушка, если она будет ходить в церковь, много работать, заниматься спортом и слушаться родителей, обязательно дождется своего принца. При этом процентное соотношение потенциальных женихов и невест в расчет не бралось.В родной семье будущая княгиня была парией -- может, потому что не плавала. Грейс окончила школу при иезуитском монастыре, где ее научили прямо держать спину и ходить в белых перчатках, то, что позже станут принимать за ее врожденный аристократизм.В актрисы она попала случайно. Когда ей нужно было выбрать вуз, семья готовила сына к соревнованиям по гребле и Грейс недостаточно проконтролировали. А на приемную комиссию Академии драматического искусства в Нью-Йорке произвело впечатление, что родной дядя абитуриентки -- известный драматург, лауреат Пулицеровской премии. Все сошлось. Так в восемнадцать лет девушка выпорхнула из гнезда, оставив в родном городе родителей с их тотальной опекой, а заодно и свою девственность -- муж ближайшей подруги помог ей это сделать. То есть наверняка девственность -- это не главное. Просто удивительно, что некоторые так считали уже в 1948 году.СТАЙЕР Что делать молоденькой хорошенькой девушке в Нью-Йорке? Соблазняться огнями большого города. Грейс так и поступила. Но параллельно она училась и работала как подорванная -- рекламировала молочные продукты, средство от клопов, сигареты Old Gold, очень скоро стала сниматься в первых телеспектаклях (с 1950-го по 1953 год она сыграла в шестидесяти постановках), летом пробовала силы в театральных труппах. Дух соревнования, стремление к рекордам, привитые ей в детстве, дали свой положительный результат. У нее не было актерского таланта, наоборот, она страдала эмоциональной зажатостью, зато были упорство, огромное тщеславие и жажда успеха. Ну и естественно редкая фотогеничность.20-летняя Грейс не пила, не курила, не бегала по ночным клубам и не баловалась наркотиками. Мужчины стали главной ее слабостью. Обычно они были гораздо старше ее и в большинстве своем людьми незаурядными. Грейс выбирала их с редким чутьем -- позже их портретами не стыдно будет украсить ее биографию.Кинозвезда 1930-х Александр Д'Арси, режиссер и ее учитель по академии Дон Ричардсон, один очень известный в Нью-Йорке ресторатор с трудно переводимым французским именем, шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви, будущий стилист Джеки Кеннеди Олег Кассини (с ним Грейс даже неофициально обручилась), бесконечная череда актеров, среди которых был и Кларк Гейбл. «Ну и Грейс! -- с некоторым восхищением вспоминал позже Альфред Хичкок съемку фильма «В случае убийства набирайте «М». -- Какое смятение она принесла в нашу группу! С кем только она не трахалась, даже с коротышкой-сценаристом!»Она не была нимфоманкой, во все, даже скоротечные, романы погружалась с головой. Но даже если и не с головой -- шло нормальное накопление жизненного опыта. В 1980-е поп-дива Мадонна сделает аналогичные факты своей биографии милыми анекдотами-вставками между описанием концертов. Но Мадонна шла на это сознательно, оглядываясь на феминистские теории, тот их постулат, что в выборе сексуальных партнеров у мужчин и женщин должны быть равные права. Ценность опыта Грейс Келли в том, что она ни на какие теории не оглядывалась, она их формировала.Половина ее поклонников были готовы пойти с ней под венец, но никто не выдержал кастинг у ее отца. Тот отметал: а) евреев, б) разведенных, в) неспортивных хлюпиков. Грейс почему-то влекло сочетание именно этих трех качеств. Бунтовать против родителей она боялась, а ее слепая покорность резко отрезвляла потенциальных женихов.Князь Монако действительно выглядел оптимальным для нее вариантом -- он хотя бы был католиком и ранее не состоял в браке.Судьба Грейс решилась в год-полтора: она снялась в почти забытой сегодня ленте «Деревенская девушка», за которую в 1954-м получила «Оскара», и в трех фильмах Хичкока. В мае55-го ее командировали на Каннский фестиваль, а журналисты «Пари матч» устроили ей встречу с князем Монако. Он показал ей свой зоопарк, они пожали друг другу руки. И этого оказалось достаточно, чтобы на Рождество князь заявился в Филадельфию и сделал Грейс предложение. Она же решила, что пора менять стиль -- попробовать себя в роли матери и хозяйки дома.Говорят, что весь 55-й год молодые люди состояли в переписке, но то, что до алтаря они видели друг друга не больше месяца, это точно.СИНЯЯ БОРОДА В апреле 1956 года, оплакиваемая своей родной киностудией (князь был против ее дальнейшей карьеры в кино), Грейс вступила в законный брак. Внешне все выглядело в высшей степени романтично, но, как правило, у любой романтической истории есть прозаическая денежная сторона. В данном случае правда заключалась в том, что княжество Монако стояло на грани финансового краха. В годы войны Гримальди сотрудничали с фашистами, чего им долго не могли простить. Популярность местного казино упала до предела, часть собственности скупил Аристотель Онассис. Вдобавок ко всему родители князя Ренье люто ненавидели друг друга, и мать не скрываясь изменяла отцу со всякими проходимцами. Репутацию и бюджет могла спасти только мощная пиаровская акция, а именно: громкая женитьба князя, причем желательно на какой-нибудь известной американке, чтобы привлечь на Лазурный Берег богатеньких янки. Предприимчивый Онассис через посредников вел переговоры с Мэрилин Монро, но тут все устроилось наилучшим образом.Грейс много чего не знала про своего будущего мужа, например, что у него был неуправляемый вспыльчивый характер, что он имел обыкновение засыпать в театре, на приеме или на концерте, если ему было скучно. Не могла она предположить, что он станет ревновать ее к славе (позже принца Чарльза точно так же будет раздражать популярность Дианы). Наверняка Ренье Гримальди был не самым изысканным мужчиной в ее жизни. Но Грейс очень долго это скрывала, во всяком случае, от окружающих.Их совместное предприятие -- их семья -- приносило неплохие доходы. Бесплатная реклама была обеспечена на годы вперед, число туристов стремительно увеличилось, казино заработало с утроенной силой, со временем удалось избавиться от Онассиса. Наконец, финансовые льготы привлекли и до сих пор привлекают в Монако огромное количество дельцов, отмывающих деньги. (Приблизительно раз в пять лет правительство Франции, под протекторатом которой находится Монако, громко заявляет, что пора покончить с этим финансовым беспределом. Но все остается по-прежнему.)Впрочем, Грейс в отмывание капиталов не вникала: она рожала детей (троих за семь лет, не считая трех выкидышей), устраивала благотворительные балы и покровительствовала искусствам. Она получила то, что хотела, -- идиллию, сильно напоминавшую провинциальное обывательское счастье ее родителей.Своих детей она воспитывала по Споку -- то есть св
Комментариев нет:
Отправить комментарий